КАК ВЫБИРАТЬ БРИЛЛИАНТЫ
Говорить о качестве камня и отслеживать это качество имеет смысл, если речь идет либо о покупке просто камня, либо о ювелирном изделии с камнем начиная примерно с одного карата. Как правило, ничему не обученные граждане — а именно мужчины — приобретают вещь, исходя из своего понимания красоты, и, естественно, качество камня тут не является определяющим. Это уже прерогатива более подготовленных людей — обращать внимание на качественные характеристики камня.
При этом надо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, оценить камень в готовом изделии практически невозможно, не один специалист не станет это ответственно делать.
Во-вторых, обывателю без специальных знаний брать лупу и самому разглядывать камень, пытаясь оценить его качество, все равно что модной барышне без всякой технической подготовки при покупке машины открывать капот и начинать внимательно рассматривать мотор — вряд ли она получит еще какие-нибудь впечатления, кроме сугубо эстетических.
И третье: делать заключения о камне на основании того, что указано в шильдике (попросту говоря, бирке, навешенной на каждое изделие в магазине), совершенно невозможно — написать там, можно все что угодно. Единственный официальный документ, подтверждающий все параметры бриллианта, — специальный сертификат, который должен прикладываться к любому камню больше карата, как самому по себе, так и в изделии. О совсем недорогих камнях речь не идет — тратить деньги на их сертификацию не имеет никакого смысла.
Существует насколько основных институций, которые занимаются сертификацией бриллиантов.
Самая авторитетная международная организация — Американский геммологический институт (ЛА). В России существует три сертификационных центра, имеющих лицензию на этот вид деятельности:
Смоленский геммологический сертификационный центр при СКТБ «Кристалл», Российская государственная пробирная палата в Москве,
сертификационный центр при Комитете по драгкамням в Якутии.
Они оценивают качество камня в соответствии с принятой у нас системой ТУ — технических условий.
Стоимость камня составляется из так называемых четырех Си:
веса, формы, цвета и качества.
Вес измеряется во всем известных каратах, форма — это тип огранки: круглый, овальный, грушевидный, «принцесса», «изумруд» и так далее. Что касается цвета, то если речь идет об обычных, не цветных бриллиантах, то самые дорогие камни — «белее белого» или с небольшим голубоватым отливом, менее ценятся камни с желтоватым и коричневатым отливом, например, в российской классификации для камней тяжелее 0,3 карата выделяется до девяти цветов — от первого, «бесцветного», до последнего, коричневатого. Но эта классификация работает только до определенной степени концентрации цветовых примесей —пока цвет из «не чисто белого» не переходит в так называемый фантазийный, когда начинают работать совсем другие законы: цветных бриллиантов существенно меньше, и. ценятся они очень высоко. Для качества также существует своя шкала, зависящая от веса камня.
Еще одни фактор, влияющий на оценку камня, — параметры огранки: симметрия, пропорции, качество поверхности. В сертификатах ЛА они оцениваются прилагательными: excellent, very good, good и так далее, у нас — просто буквам А, Б, В, Г. Оценивается также чистота камня, то есть наличие в нем вкраплений, трещин, точек — светлых и темных. Исходя из всего перечисленного, камень в один карат может стоить примерно от 600 до 1 7,5 тысячи долларов.
Надо сказать, что стоимость готового изделия определяется стоимостью камня вполне произвольно. Это прекрасно демонстрирует так называемый алмазопровод — путь камня от добычи до ювелирного изделия. В 2004 году в мире было продано сырья примерно на восемь миллиардов долларов, ювелиры приобрели бриллиантов на пятнадцать миллиардов долларов, а изделий с бриллиантами было предложено потребителям примерно на шестьдесят четыре миллиарда долларов. Сколько вы платите за дизайн и бренд, можно приблизительно отследить, пользуясь так называемым прейскурантом Рапапорта.
Мартин Рапапорт — самый авторитетный независимый аналитик рынка драгоценных камней, выпускающий помимо прейскуранта еще и аналитические издания и имеющий свой сайт (www.rapaport.com). В специальных для каждого типа огранки и весовой категории (например, круглые, от 1 до 1,49 карата) таблицах по вертикали буквами обозначены градации цвета (от высшей D к низшей М), а по горизонтали — степени качества; на пересечении, таким образом, примерная розничная цена камня. Стоимость изделия с соответствующим камнем может превосходить розничную стоимость бриллианта в два с полови-ной-три раза.
КАК КУПИТЬ ПРОСТО БРИЛЛИАНТ
Можно купить и неоправленный бриллиант и потом распорядиться им по своему усмотрению, прибегнув, например, к услугам понравившегося лично вам ювелира.